Основные правила выбора и сочетания точек

d0bed181d0bdd0bed0b2d0bdd18bd0b5-d0bfd180d0b0d0b2d0b8d0bbd0b0-d0b2d18bd0b1d0bed180d0b0-d0b8-d181d0bed187d0b5d182d0b0d0bdd0b8d18f-d182 Рефлексотерапия

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА И СОЧЕТАНИЯ ТОЧЕК

(по данным медицины Востока и современным воззрениям)

Одним из наиболее сложных вопросов современной рефлексотерапии является выбор необходимых точек воздействия и их сочетаний при различных заболеваниях.

По данным традиционной медицины Востока, основным в лечении является восстановление «энергетического равновесия» или равновесия инь — ян. Для этого необходимо установить пораженный меридиан (меридианы) и подействовать соответствующим образом. С этой целью врачи широко использовали пульсовую диагностику.

Основным местом пульсовой диагностики являются лучевые артерии (справа и слева), на которых выделяются три позиции (рис. 41). В каждой позиции предусматривается исследование глубокого и поверхностного пульса, наподобие того, как исследуют максимальное и минимальное артериальное давление.

Традиционно считается, что исследование пульса позволяет изучить состояние органа или организма в целом и возможные нарушения, которые выражаются терминами «полнота» и «пустота» пульса.

«Полнота» — гиперфункция, гиперактивность, переполнение или избыток, проявляется на лучевой артерии быстрым, обильным и твердым пульсом.

«Пустота» — гипофункция, гипоактивность, недостаток или истощение, определяется медленным, мягким, тонким Пульсом. По пульсу можно определить также «полноту» и «пустоту» ян или инъ и др.

R. Fujita, исходя из анатомических и электрофизиологических исследований, утверждает, что три позиции для пульсовой диагностики на руках имеются объективно и соответствуют основному стволу артерии, ее глубоким (мышечным) и поверхностным (кожным) ветвям. С помощью электроосциллограммы ему удалось также определить в цифровом выражении поверхностный и глубокий пульсы. При этом он отмечает, что характеристика «поверхностного» пульса связана с состоянием разгибающих мышц руки, а «глубокого» — сгибающих.

Однако этот метод, как справедливо отмечают М. К. Усова и С. Н. Морохов (1974), чрезвычайно сложен, требует многолетнего навыка. Даже в Китае далеко не все народные врачи, применяющие традиционные методы лечения, владеют им в совершенстве, гак как для овладения пульсовой диагностикой в совершенстве, по мнению специалистов, требуется 20…30 лет. Поэтому прибегают к другим методам обследования: детальному расспросу, осмотру и пр., а современные врачи, применяющие акупунктуру,— к современным методам обследования больных. Во всех случаях по классическим канонам требуется «отыскать» основной меридиан, на который будет направлено воздействие. Основополагающим здесь является теория «пяти первоэлементов». Из этой теории и вытекают основные правила для взаимного использования меридианов. Эти правила мы изложим в интерпретации В. Г. Вогралика с некоторыми пояснениями.

1. Правило «мать — сын» («хозяин — гость»). Каждое звено цепи взаимодействия «органов» является как бы «матерью» (источником энергии) в отношении последующего, соседнего с ним звена тогда как само последующее звено цепи оказывается в положении «сына» (воспринимателя энергии). Следовательно, воздействие на какой-либо «орган» не ограничивается реакцией только этого органа, а неизбежно распространяется по цепи, постепенно затухая. Для усиления возбуждающего действия берется предшествующее звено цепи, по ходу часовой стрелки стимулирующее своего «сына»; для усиления тормозного влияния берется последующее звено цепи, которое против хода часовой стрелки оказывает угнетающее воздействие.

Примером применения данного правила может служить случай острого пояснично-крестцового радикулита, что связывают с «поражением» меридиана мочевого пузыря и «энергетической избыточностью» в нем В таких случаях рекомендуется воздействовать на седативную точку меридиана желчного пузыря, который является «сыном» по отношению к меридиану мочевого пузыря. В случаях недостаточности меридиана мочевого пузыря воздействуют на тонизирующую точку меридиана толстой кишки, являющегося «матерью» относительно меридиана мочевого пузыря. Следовательно, данное правило используется для воздействия на среднее звено цепи и предусматривает при недостаточности воздействовать на «мать», а избыточности — на «сына».

Правило «мать — сын» является одним из наиболее часто применяемых в китайской традиционной медицине. Описанный вариант относится к глубинной циркуляции энергии. Однако правило «мать — сын» применяется и в другой вариации, по так называемой общей циркуляции энергии. По этому правилу при избыточности в среднем звене «сын» тонизируется (по глубинной циркуляции в таких случаях «сын» тормозится), что вносит определенный диссонанс в использовании правила «мать — сын».

2. Правило «муж — жена» («супруг — супруга», «лево — право»). Два любых «органа», связанных между собою третьим, выступающим в качестве их «сына», взаимосвязаны между собой как «муж — жена» и оказывают друг на друга сдерживающее (угнетающее) влияние.

Это правило основано на традиционном представлении о связях между органами, которые определяются по пульсу на левой и правой лучевых артериях. Причем данная связь характерна только для гомологичных областей на лучевых артериях и только для поверхностного или глубокого пульса. Данное правило объединяет между собой или органы инь, или ян. Например, тонизирование меридиана, который показывает функциональное состояние соответствующего органа на пульсе левой руки, вызывает торможение противоположного органа и наоборот. Так, торможение «сердечной» точки шэнъ-мэнъ (С7) повышает тонус легких или тонизирование точки тай-юанъ (Р9) будет тормозить меридиан сердца.

Органы, диагностика которых основана на исследовании пульса, слева берут на себя роль «мужа», а правосторонние — «жены».

Правило «муж — жена» с вышеприведенной аттестацией находится в определенном противоречии к тому, что левосторонний пульс имеет преобладание инь, а правосторонний — ян. Это правило сравнительно редко применяется в практике акупунктуры и имеет предупреждающее значение по традиционным представлениям.

3. Правило «полдень — полночь». В соответствии с суточным «круговоротом энергии» в контрастно-сопряженных взаимоотношениях находятся «органы ян» и «органы инь» у которых оптимальное время активности диаметрально противоположно: тогда — тонизирование органа инь действует успокаивающе на соответственно противоположный ему орган ян и наоборот. Точно так же тормозное воздействие на «органы» одной системы, особенно в часы их наибольшей активности, оказывает возбуждающее действие на «органы» другой системы. Если в качестве примера снова взять острый пояснично-крестцовый радикулит, то по этому правилу необходимо включить меридиан легкого, который следует тонизировать. Сам же меридиан мочевого пузыря тормозится.

Приведенные правила, согласно классическим представлениям, позволяют при необходимости выбирать значительное число меридианов. Так, для «воздействия на меридиан мочевого пузыря» (все тот же острый пояснично-крестцовый радикулит) могут быть применены: меридиан почек, легкого, трех полостей, тонкой кишки, толстой кишки и желчного пузыря. Если учесть сам меридиан мочевого пузыря, то применяется 7 меридианов. Спрашивается: можно ли сочетать меридиан мочевого пузыря с другими меридианами, кроме перечисленных выше? Практика свидетельствует — можно. Например, точку кунь-лунъ (V60) часто сочетают с точкой сань-инъ-цзяо (RP6), и при этом не возникает никаких «ненормальностей». Никаких отклонений нет и при сочетании с точкой цзу-сань-ли (Е36). Между тем меридианы желудка и селезенки не включены этими правилами в сочетаемые меридианы. Не вызывает сомнений, что врач, действующий только, по этим правилам, будет ограничен и скован в своих действиях.

Из других правил народными врачами учитываются в практике акупунктуры спаренные меридианы, что соответствует правилу инь — ян. Сущность этого правила заключается в следующем: в порядке «общей циркуляции энергии» между рядом стоящими иньским и янским меридианами существуют особенно тесные связи. Кроме «передачи энергии» от одного меридиана к другому, как это наблюдается между всеми соседними меридианами, при помощи так называемых точек входа и выхода, существуют также дополнительные связи для циркуляции энергии между инь-и ян-меридианами. Эти связи получили название поперечных и продольных каналов, или ответвление основных каналов.

Такие ответвления, согласно классическим концепциям, представляют собой связи между ло-пунктами и точками-пособниками (поперечные до-каналы) (табл. 5).

Продольные ло-каналы, в отличие от поперечных, имеют в своей основе связи ло-пунктов с точками входа или выхода, дублируя тем самым путь основного меридиана или его часть. Подобные каналы позволяют более легко добиться «передачи энергии» от одного «спаренного» меридиана к другому.

Первоначально иглоукалывание проводится в точки меридиана, из которого необходимо «передать энергию». Эти спаренные меридианы, по канонам акупунктуры, должны применяться вместе, что может быть объяснено с современных позиций. Сочетание спаренных меридианов усиливает лечебный эффект. Например, сочетание меридианов легких и толстой кишки оказывает хороший лечебный эффект при бронхиальной астме, и трактуется это народными врачами как возможная передача «избыточности энергий» из меридиана легких в меридиан толстой кишки. Если же проанализировать целесообразность сочетания спаренных меридианов с нейрофизиологической точки зрения, то получается вполне логичное подтверждение возможного усиления лечебного эффекта при их совместном применении.

Так, меридиан толстой кишки «проходит» по латеральному краю задней поверхности «предплечья» и плеча.

Меридиан легких «идет» также по латеральному краю, но уже передней поверхности руки, т. е. оба меридиана располагаются в зоне преимущественной иннервации лучевого нерва. Далее механизм сочетания меридианов представить нетрудно. Стимуляция точек меридиана толстой кишки будет «отражаться» в тех же сегментах и вегетативных центрах, что и при стимуляции точек меридиана легких. Естественно, что воздействие на точки двух меридианов, которые посылают импульсы в одни и те же нервные образования, будет более действенным (суммация эффекта). Это же относится к спаренным меридианам сердца и тонкой кишки (преимущественная иннервация за счет локтевого нерва); трех полостей туловища и перикарда (глубинная иннервация мышц и других тканей преимущественно срединным нервом, для чего часто применяется глубокое введение игл, например с точки вай-гуань (TR5) в точку нэй-гуань (МС6). Подобные соотношения имеются и для «ножных» спаренных меридианов, хотя зоны перекрытий и общность сегментарной иннервации выявить труднее, что объясняется значительным усложнением подобных взаимоотношений в процессе эволюции. Если проследить такие взаимоотношения иннервации в эмбриональном периоде развития человека, то эти связи становятся очевидными. Отмеченные факты позволяют утверждать, что связи спаренных меридианов, «передача энергии» друг другу и т. д. есть не что иное, как расположение этих переходных, шлюзовых и других точек меридианов В зонах, имеющих общую соматическую или вегетативную иннервацию. Именно этим отчасти можно объяснить также, что расположение шлюзовых точек соответствует дистальным отделам конечностей, где зоны иннервационных перекрытий наиболее выражены. Естественно, что за тысячелетнюю историю метода подобные связи были выявлены врачами и внедрены в практическую акупунктуру со своеобразной их интерпретацией. Основные правила возможных сочетаний различных меридианов по традиционным воззрениям сгруппированы нами в табл. 6.

Как уже отмечалось, в древности не существовало учения о «меридианах», или «жизненных каналах». Речь шла только о точках воздействия. Длительное использование различных точек привело к тому, что были выделены особенно эффективные точки и важные точки. Для возможного объяснения их взаимодействия опять же были привлечены «пять первоэлементов». Каждая важная точка получила свой элемент, а так как наиболее эффективными точками оказались точки, расположенные преимущественно в дистальных отделах конечностей (это находит подтверждение в современных данных нейрофизиологии, в учении о значительном представительстве в нервных центрах, например кисти, а также в данных о тонкой дифференцированной функции этих участков тела и значительно большем количестве сегментов спинного мозга, участвующих в иннервации той же кисти или стопы, по сравнению с другими областями тела), на них были выделены зоны соответственно элементу. Вот, например, как разделена рука по первоэлементам.

Передняя поверхность руки:

1. На кончиках пальцев рук — линия дерева.

2. В середине ладони — линия огня.

3. На лучезапястном суставе — линия земли.

4. В области над лучезапястным суставом — линия металла.

5. В области локтя — линия воды.

Задняя поверхность руки:

1. На кончиках пальцев — линия металла.

2. На проксимальном суставе пальцев — линия воды.

3. В середине ладони — линия дерева.

4. В области над лучезапястным суставом — линия огня.

5. На локтевом суставе — линия земли.

Для нижних конечностей имеет место аналогичное деление (табл. 7).

В древних, руководствах по чжэнъ-цзю-терапии особое значение придавалось 66 «античным точкам», которые якобы управляют всеми остальными. Наиболее целесообразно применение этих точек при различных функциональных нарушениях нервной системы, внутренних органов и желез внутренней секреции. Для удобства их использования они были разделены на категории, или группы (табл. 8), имеющие свои определенные показания для применения.

Так, первую группу точек рекомендуется использовать при симптомах «избыточности», проявляющихся контрактурами, фурункулезом, гипертензией и др.

Вторая группа точек применяется при заболеваниях, сопровождающихся лихорадкой, и перегревании; третья — при болевых синдромах и общей слабости; четвертая — при функциональных изменениях в различных органах; пятая — при простудных заболеваниях; шестая — при болезнях типа анемии или диареи, трактовавшихся «кризисным состоянием энергии».

Выделение «античных точек» в отдельные группы, по-видимому, было первой попыткой определенной систематизации акупунктурных точек древними врачами, и в основу ее положен все тот же философский принцип «пяти первоэлементов». По словам F. Mann, использование данного принципа в акупунктурной практике не нашло должного применения.

Надуманность данного разделения очевидна и подтверждается тем, что когда были «открыты» меридианы, то точки различной принадлежности (к огню, металлу и т. д.) начали относиться к одному меридиану, который вообще соответствует, например, дереву. Подобный факт свидетельствует о стремлении врачей сохранить древние концепции, несмотря на всю их противоречивость.

Более широкое распространение получила классификация точек акупунктуры на стандартные пункты меридианов. Не вызывает сомнения, что это разделение точек возникло значительно позже, когда учение о чжэнъ-цзю-терапии уже сложилось в довольно стройную систему.

Выделение стандартных пунктов меридианов является абсолютно условным и имеет больше «теоретическое», чем практическое значение. По-видимому, учение о стандартных пунктах в какой-то степени пришло на смену учению об отношении точек к первоэлементам. Как в первом, так и втором случае ценность этого учения лишь в том, что обращается внимание на наиболее эффективные точки и ввиду этого часто используемые.

Согласно традиционным представлениям о стандартных пунктах, существует восемь основных точек, которые имеют отношение к «регуляции энергии» того или другого меридиана. Одни из них располагаются на самом меридиане, а некоторые — на других меридианах.

Названия стандартных пунктов приведены в табл. 9.

1. Возбуждающая, или тонизирующая, точка — «всегда располагается на своем меридиане и стимулирует деятельность связанных с ним органов. Рекомендуется укалывание этой точки золотой иглой или раздражение ее возбуждающим методом. (Тонизирующий эффект красных металлов всегда воспринимался в Китае безоговорочно, в том числе меди и пр. Подобная точка зрения нашла некоторое подтверждение, например: золотая игла имеет более высокий электрический потенциал сравнительно с серебряной.)

При анализе расположения тонизирующих точек выявляется одна характерная особенность. Все они находятся (исключение — лишь несколько точек) на кисти или стопе, т. е. в наиболее чувствительных частях тела. Естественно, что иглоукалывание в таких зонах является чрезвычайно чувствительным, а отсюда и тонизирующим (тем более, что предусматривается быстрый, поверхностный укол). Большинство из этих точек по этой же причине — точки «скорой помощи».

2. Седативная, или успокаивающая, точка — располагается также на своем меридиане и служит для успокоения возбужденной деятельности органов, связанных с меридианом. Рекомендуется укалывание этой точки серебряной иглой (традиционно — все белые металлы обладают успокаивающим действием) или раздражение ее тормозным методом. Характерно, что эти точки располагаются также преимущественно в дистальных отделах, но ввиду применения их по другой методике они получили название седативных. Не вызывает сомнения, что успокаивающие точки могут применяться как тонизирующие. Например, юн-цюань (R1) с успехом применяется как тонизирующая точка при обмороках и т. д. Этим еще раз можно подчеркнуть условность такого деления.

3. Точка-пособник, или источник,— находится на своем меридиане и может быть использована как пособник и для возбуждающего и для успокаивающего воздействия. Соответственно используется возбуждающий или тормозной метод (укол золотой или серебряной иглой). Точка-пособник может использоваться самостоятельно или в сочетании с тормозной или тонизирующей точкой.

Выделение этой точки является также условным, а ее двойное действие объяснимо анатомическим положением относительно тормозной и тонизирующей точек. Тонизирующая, тормозная и точка-источник располагаются вблизи друг друга и имеют идентичную сегментарную иннервацию, поэтому если наносить раздражение в двух таких точках (например, седативной и источнике), то возможна суммация эффекта.

4. Стабилизирующая точка, или ло-пункт, или пассажная, — располагается на своем меридиане и служит связующим звеном со спаренным меридианом (место «перехода энергии» своего меридиана в смежный). Воздействие на точку применяется для торможения или возбуждения смежного меридиана. В зависимости от показаний укалывание точки проводится золотой или серебряной иглой. Ло-пункт считается важнейшей точкой координационного воздействия и позволяет восстановить «энергетическое равновесие» между смежными меридианами. Кроме такого ординарного ло-пункта, традиционно различают также групповые и общие ло. Групповые ло-пункты в отличие от ординарных обеспечивают связь сразу трем меридианам: санъ-ян-ло (ТR8) — для трех янских меридианов руки; сюанъ-чжун (VB39) — для трех янских меридианов ноги; цзянъ-ши (МС5) — для трех иньских меридианов руки; санъ-инъ-цзяо (RР6) — для трех иньских меридианов ноги.

Методика воздействия на групповые ло зависит от синдрома, который определяется в каждом случае. Так, например, при боли в правой руке по ее задней поверхности по тормозной методике проводят иглоукалывание в точку ТR8 справа, а слева — иглоукалывание в точку ТR8 по тонизирующей методике. Возможны и другие варианты: ТR8 справа — по тормозной методике, а МС5 — по тонизирующей — также справа; слева — ТR8 — по тонизирующей, а МС5 — по тормозной методике. Таким же образом при болевых синдромах поступают и в других случаях.

Иногда групповые ло могут использоваться для диагностики, если у врача возникают затруднения в определении «пораженного меридиана» (например, при некоторых функциональных заболеваниях нервной системы, вегетативно-сосудистых дистониях и др.). Первоначально воздействуют на ян-меридианы, т. е. укалывают точки TR8 и VB39 по второму варианту тормозного метода. Если воздействие на эти точки оказывается эффективным, то в последующие сеансы применяют методику торможения янских меридианов. Если же первый сеанс воздействия на эти точки оказался недейственным, тогда используют групповые до-пункты иньских меридианов — МС5 и RP6. Подобная «настройка» через групповые ло-пункты, по мнению народных врачей, позволяет, во-первых, быстро устанавливать «энергетическое равновесие» в нескольких меридианах сразу и, во-вторых, может служить подспорьем в диагностике превалирования иньского или янского синдрома, а также в определенной степени судить о пораженных меридианах.

По функциональной значимости общие ло-пункты разделяются на две группы. Первая группа — это так называемые точки-управители чудесных сосудов (ключевые или шлюзовые точки — по другой номенклатуре), влияющие на «общее равновесие инь-ян, вторая — это ло-пункты переднего срединного (J1) и заднего срединного (T1) меридианов, позволяющие также регулировать общее ян или инь.

5. Из других стандартных точек, расположенных на самом меридиане, известны так называемые точки входа, или притока, и выхода, или оттока, энергии. По идее они должны быть самыми важными точками, так как при помощи их можно «закрывать вход энергии» или же, наоборот,— «открывать ток энергии». На самом же деле в практике акупунктуры эти точки оказались малозначащими. И это вполне понятно, так как многие из них располагаются в малодифференцированных областях тела. Если же такие точки расположены в дистальных отделах конечностей или на лице, значимость их не уступает другим стандартным пунктам. Это явление легко объяснить с позиций нейроанатомии и нейрофизиологии.

6. Точка сочувствия, или точка согласия, или точка успеха, или ю-точка,— располагается на первой линии меридиана мочевого пузыря. Укалывание в эту точку усиливает действие возбуждающих или успокаивающих точек, хотя второй эффект данной точки более выражен. Народные врачи Востока долго держали в секрете расположение этих точек. Их применение эффективно при хронических заболеваниях. При острых заболеваниях эффективно сочетание точек сочувствия с точками тревоги (их настройка друг на друга такая же примерно, как точки-источника на ло-пункт соответствующего меридиана). По-видимому, открытие этих точек явилось несколько неожиданным для самих народных врачей. С одной стороны, возникла необходимость их какой-то группировки и соотношения к определенным меридианам, так как они четко выявляли действие на тот или другой орган. С другой стороны, это нарушало четкие представления о меридианальных взаимоотношениях. Например, меридиан мочевого пузыря ни по одному из правил не сочетается с меридианом сердца, перикарда, селезенки — поджелудочной железы, печени, а тут вдруг точки располагаются именно на нем и влияют на эти органы. Хотя эти точки и назвали точками сочувствия, должного же объяснения классическая чжэнъ-цзю-терапия им не дала. Они выглядят «оторванными» от «своих» меридианов. Это еще раз подтверждает, что древние теоретические концепции и меридианальные системы не выдерживают серьезной критики.

7. Точка-глашатай, или точка тревоги, или ло-пункт,— располагается чаще вне «своего меридиана», в дерма-томере, имеющем общую сегментарную иннервацию с пораженным органом, что соответствует в большинстве случаев зонам кожной гипералгезии Захарьина — Геда. Возникающая в этой «точке» боль является как бы сигналом «тревоги» пораженного органа. Располагаются точки тревоги в своем большинстве на передней поверхности туловища, и через них можно влиять на соответствующий орган, усиливая действие «специфических» точек своего меридиана.

Не вызывает сомнения, что механизм действия этих точек может быть отнесен к их преимущественно местносегментарному влиянию, о чем свидетельствует расположение точек; как те, так и другие располагаются как раз в дерматомеpax тех сегментов, которыми иннервируется и сам орган. При сочетанной стимуляции этих точек и точек соответствующего меридиана создается возможность замыкания рефлекторной дуги в одних и тех же сегментах спинного мозга и, по-видимому, в одних и тех же вегетативных центрах. Поступающие импульсы могут суммироваться, что и усиливает лечебное воздействие при совместном использовании точек-глашатаев и точек сочувствия. Таким образом, говоря о стандартных пунктах меридианов, мы должны понимать, что это деление весьма условно и знание их необходимо в том отношении, что они являются важными точками, позволяющими во многих случаях целенаправленно влиять на тот или иной орган. Поэтому, вероятно, во многих руководствах по акупунктуре продолжают оставаться рекомендации по «регуляции энергии».

Подбор точек для тонизирования различных меридианов по классическим канонам представлен в табл. 10, а торможения — в табл. 11.

При проведении лечения по классическим канонам акупунктуры предусматривается не только воздействие на определенные стандартные пункты меридианов, но и соблюдение соответствующих правил, которые приведены выше. Так, например, «успокоение» меридиана легких может быть более свободно достигнуто при проведении сеанса с 15 до 17 ч, тогда как его тонизирование желательно проводить с 3 до 5 ч, что соответствует представлениям народных врачей о суточной циркуляции энергии. Однако в лечебных целях, при синдроме избыточности в меридиане легких, лечение может проводиться в период «прилива энергии» (максимальной активности) — 3…5 ч с воздействием на се-дативную точку «сына». При синдроме недостаточности, в период «отлива» — 5…7 ч, рекомендуется воздействие на тонизирующую точку «матери». Особое значение придается некоторыми авторами в «энергетическом уравновешивании» ло-пунктам, в том числе их использованию по правилу «полдень — полночь». Например, при остром левостороннем пояснично-крестцовом радикулите, наряду с применением точек меридиана мочевого пузыря, применяется иглоукалывание в ло-точки правого меридиана легких. В подобных случаях действительно может отмечаться уменьшение боли, тогда как использование точек только меридиана мочевого пузыря малоэффективно. Если пытаться объяснить эти данные с традиционной точки зрения о циркуляции энергии, концепции инь — ян и т. д., то объяснение этого явления невозможно. Почему именно должны использоваться точки перекрестно? Тогда как более правильно по теории циркуляции энергии выбирать ту же сторону (например, при боли в руке). Почему в таких случаях оказываются эффективными на руках и другие точки (GI4, IG3, ТR5), хотя они и не подходят по традиционным правилам? Объяснение данного явления можно найти еще в работах Броун-Секара и Толозана, более поздних исследованиях В. Я. Осипова (1940) и А. Р. Киричинского (1959). Эти авторы доказали, что при воздействии на какую-либо из конечностей (тепло, холод, электрический ток) наряду с ответной реакцией в конечности, на которую направлено раздражение, закономерно отмечается сосудодвигательная реакция на другой конечности. Причем подобная реакция может быть более выраженной, чем на раздражаемой конечности. Этот тип сосудистой реакции больше выражен у детей и с возрастом становится слабее. Такие функциональные взаимоотношения, по мнению Г. Д. Лещенко (1939), связаны с синергией работающих конечностей во время ходьбы (известно, что потребность в кровоснабжении работающей мышцы больше в 10…12 раз, чем в покое). Человек сохранил в определенной степени принципы васкуляризации четвероногих, что более четко представлено у маленьких детей. Эти сосудистые реакции выходят за пределы простых межсегментарных связей и дают основание говорить о более сложных взаимоотношениях различных уровней нервной системы. При этом многие из таких «скрытых» связей удается выявить только при изучении сравнительной анатомии и физиологии человека и животных, наподобие того, как это было отмечено для конечностей (перекрестно для верхних и нижних и отдельно для верхних и для нижних — прямые межсегментарные связи по Броун-Секару).

Богатый эмпирический опыт народных врачей позволил открыть им эти закономерности в практике акупунктуры, что получило название метода «большого укола». В одном варианте этот метод предусматривает «перераспределение избыточности энергии» из больной ветви меридиана в здоровую. Например, при боли в левой ноге по ходу меридиана желудка производят по тонизирующей методике укол в ло-точку меридиана желудка (Е40) правой стороны. В другом варианте ло-пункт используется перекрестно, как это было отмечено выше (метод «большого укола» по правилу «полдень — полночь»). На этом же принципе перекрестных связей основаны некоторые другие правила классической акупунктуры, в частности попарное деление всех меридианов на шесть классов. Эти своеобразные попарные связи не объяснимы с точки зрения взаимоотношения первоэлементов, тем не менее это не мешало народным врачам использовать их в практической деятельности. Таким образом, все меридианы разделены на шесть классов (или групп).

Группы янских меридианов:

1. Тай-ян (большой ян) объединяет меридианы тонкой кишки и мочевого пузыря. Это сочетание меридианов оказывает преимущественное действие на голову, затылок, плечи и поверхность тела. Следовательно, их применение эффективно при боли в затылке, головной боли, ознобе и др.

2. Шао-ян (маленький ян) объединяет меридианы трех полостей туловища и желчного пузыря. Воздействие на точки этих меридианов эффективно при заболеваниях ушей, полости рта, горла, а также грудной клетки и живота.

3. Мин-ян (светлый ян) объединяет меридианы толстой кишки и желудка. Признаками поражения данных меридианов могут служить болезненность или вздутие живота, запор, сухость во рту и жажда, непереносимость жары, общие болезненные ощущения, температура с потоотделением, беспокойство и др.

Группы иньских меридианов:

1. Тай-инь (большой инь) объединяет меридианы легких и селезенки — поджелудочной железы. Признаками поражения этих меридианов являются следующие симптомы: вздутие живота при слабой брюшной стенке, плохой аппетит, общая слабость, слабый и медленный пульс, отсутствие температуры при воспалительных процессах.

2. Шао-инь (маленький инь) объединяет меридианы сердца и почек. Признаками поражения этих меридианов являются: сердечная или почечная недостаточность, неприятные ощущения в области сердца, склонность к потере сознания, холодные конечности, холодный пот, озноб, олигурия или полиурия, чувство страха, бессонница, сухость во рту, боль в горле, костях, суставах и др.

3. Цзюй-инь (узкий инь) объединяет меридианы перикарда и печени. Признаками поражения этой пары меридианов являются: жажда, булимия, тошнота, рвота, чувство жжения в животе, распространяющееся в грудную клетку и горло, склонность к кишечным коликам, метеоризму и поносу.

Симптомы поражения соответствующих янских и иньских меридианов прямо противоположны. Следовательно, возникает возможность быстро ориентироваться в подборе необходимых меридианов. Например, если воздействие на меридиан толстой кишки и желудка оказалось малоуспешным, то следует перейти на функционально противоположную пару иньских меридианов: легких — селезенки — поджелудочной железы. Другими словами, если при идентичной клинике торможение пары янских меридианов малоэффективно, то следует тормозить соответствующую пару иньских меридианов. Пары меридианов, противоположные по своему действию, представляются следующим образом:

I легкие — селезенка — поджелудочная железа — желудок — толстая кишка;

II сердце — почки тонкая кишка — мочевой пузырь;

III печень — перикард — желчный пузырь — три полости туловища.

Безусловно, в подобном сочетании меридианов имеется свое рациональное зерно. Предположим, что воздействие преимущественно на симпатическую часть автономной нервной системы (янские меридианы) оказывается малоэффективным, следовательно, нужно перейти на парасимпатическую часть (иньские меридианы). При этом, как отмечалось, иглоукалывание чаще проводится перекрестно.

В некоторой степени приближается к описанным методикам использования классических меридианов воздействие на «чудесные сосуды» (экстраординарные меридианы). Согласно традиционному учению, имеется восемь «чудесных сосудов», или меридианов («ЧМ») (табл. 12), из них два представляют собой передний и задний срединные меридианы, которые были описаны выше. Характерно, что данных два «ЧМ» наиболее часто используются в практической акупунктуре сравнительно с другими «ЧМ». Принцип их использования простой: задний срединный меридиан чаще сочетается с янскими меридианами, тогда как передний срединный — с иньскими. Точки на этих меридианах обладают преимущественно местносегментарным воздействием, за исключением лишь некоторых (бай-хуэй, Т20; да-чжуй, Т14; мин-мэнъ, Т4; цзю-вэй, J15 и др.), обладающих также общим действием.

Более сложным является представление о других шести «ЧМ», ввиду того что они не имеют собственных точек, а включают точки классических меридианов (рис. 42, 43, 44, 45, 46, 47). (Наиболее полно в отечественной литературе ход этих сосудов представлен в плакатах под редакцией В. Н. Цибуляка, Л. Н. Клименко и соавт., 1977; в методических рекомендациях и атласе Д. М. Табеевой, 1978.)

Следует отметить, что учение традиционной народной медицины о «чудесных сосудах» в своей логичности оказалось наименее завершенным. Непонятно, например, как можно говорить о таком «чудесном сосуде», как дай-май, если он включает только три точки меридиана желчного пузыря и практически соответствует его ходу. При анализе хода «чудесных сосудов» наиболее вероятным оказывается, по-видимому, то, что народные врачи «привлекли» их для объяснения тех правил, в основу которых легли все те же «пять первоэлементов». Без наличия «ЧМ» невозможно представить себе «взаимодействие» меридианов по правилу «полдень — полночь» или «муж — жена». Другими словами, как может один меридиан через несколько звеньев в классической цепи действовать на другой? Естественно было предположить, что через какие-то дополнительные связи,— и их нашли.

Если вспомнить историю развития иглотерапии (срединные меридианы были открыты лишь в 1303 г. , и некоторые точки, располагающиеся на них, оказались включенными в «чудесные сосуды»), то становится понятным, что «изобретение» «чудесных сосудов» относится не к столь уж и давнему времени. Вероятно, и открытие Ху Тэпином переднего и заднего срединного меридианов было отнесено к «чудесным», так как в общем учение о 12 основных меридианах было практически законченным.

Надуманность подобных меридианов очевидна. Вероятно, поэтому они не нашли практически особого применения как в самом Китае, так и в других странах. Используются из этих «ЧМ» лишь так называемые точки-управители, или ключевые точки, которые опять-таки располагаются в дистальных отделах конечностей (как было отмечено выше, точки дистальных отделов конечностей — одни из наиболее активных ввиду особой функциональной роли этих областей человеческого тела).

В традиционном представлении «ЧМ» представляют собой как бы накопители — бассейны или озера энергии. При иглоукалывании в точки-управители удается как бы высвободить эту энергию, после чего ее можно «направить» в необходимый меридиан.

Оцените статью
Добавить комментарий