Теория инь-ян

d182d0b5d0bed180d0b8d18f-d0b8d0bdd18c-d18fd0bd Рефлексотерапия

В традиционной восточной медицине доминируют следующие принципы:

1) человек изучается как единое целое;

2) человек соответствует небу и земле; это отождествляется с понятием инь—ян;

3) жизнь человека регулируется концепцией пяти элементов.

Последний принцип будет рассматриваться ниже, а первые имеют непосредственное отношение к теории инь—ян.

Согласно первому принципу, мышление, чувства и тело человека взаимообусловлены и находятся в неразрывной связи между собой. Каждые орган и функция связаны с другими; с точки зрения непрерывного развития и преобразования человек есть единое целое.

Принцип второй — человек соответствует небу и земле — основан на положениях восточной философии и медицины, в которых человека рассматривают не изолированно от природы, а как ее неотъемлемую часть, как единое целое с окружающей средой. Данный принцип утверждает, что на состояние человека влияют климат, сезоны, излучения солнца, воздействия луны и земли, что в человеке отражаются строение и движение вселенной, т. е. состояние человека меняется под воздействием различных космических явлений. Причем строение и движение вселенной отражаются в теле человека полностью, особенно в его жизненных функциях. Согласно канонам древней философии и медицины, человек, как и все предметы на поверхности земли, подчинен действию «большого закона двойного всеобщего чередования и дополнения» — инь—ян. Что же представляет собой этот закон? Теория инь—ян утверждает, что везде и во всем есть два противоположных начала, обозначенных терминами инь и ян. Они и являются основными категориями для объяснения существующих в природе предметов и явлений, ибо все существующие в природе предметы и явления имеют свои антиподы. Так, в книге «Хуанди Нэйцзин» утверждается, что небо относится к ян, а земля — к инь; солнце — к ян, а луна — к инь, день — к ян, ночь — к инь, верх относится к ян, низ — к инь; наружная сторона — к ян, внутренняя — к инь; левая сторона — к ян, правая — к инь и т. д.

Согласно древневосточной философии и медицине, в природе нет единичных и односторонних предметов, а противоположные стороны и качества объектов можно выразить терминами «инь» и «ян». Например, к группе ян относятся такие понятия, как движение, сильный, явно выраженный, активный, верхний, самец, быстрый, повышенная функция и т. д.; к группе инь — покой, слабый, скрытый, пассивный, нижний, самка, медленный, пониженная функция и т. д. Отсюда можно сделать вывод, что, хотя инь и ян не представляют собой конкретной формы, но как противоположные начала включены во все предметы и явления природы. Древние мыслители не остановились только на этапе разделения и выделения во всех предметах и явлениях противоположных начал. Они считали также, что все предметы и обе их противоположные тенденции не только противоположны, но и взаимообусловлены, взаимосвязаны. И эта взаимосвязь предметов и явлений имеет неуклонную тенденцию к слиянию в единое целое. Таким образом, здесь мы имеем дело со своеобразной архаичной интерпретацией одного из законов материалистической диалектики — закона единства и борьбы противоположностей.

Интересна и оригинальна трактовка образования единого целого, которую дает древняя восточная философия и медицина. Согласно древним концепциям, инь и ян, хотя и являются противоположными началами, их противоположность не постоянна. Они не рассматриваются как бы застывшими во времени, данными раз и навсегда. Инь и ян имеют свои процессы развития, т. е. каждый развивается «внутри себя», и, что особенно важно, они имеют взаимные переходы. Так, процветание инь рождает ян, процветание ян рождает инь, и таким образом возникает взаимообусловливаюшая связь. Тенденция к единству не ограничивается только взаимообусловливаю щей связью. Каким бы тесным не было взаимодействие, оно всегда предполагает относительную самостоятельность взаимодействующих, сосуществующих элементов.

Древняя восточная философия и медицина существенно углубили собственную концепцию образования единого целого, распространив ее не только на взаимодействие, но и на взаимопроникновение, т. е. в структуре каждой противоположности можно обнаружить элементы другой противоположности. Так, в ян заложен инь (иньский элемент), и в свою очередь в инь заложен ян (янский элемент), т. е. этим самым образуется взаимопроникающая связь (рис. 1).

Взаимообусловливающие и взаимопроникающие связи «создают» полную гармонию природы, а следовательно, и жизни.

В нормальном состоянии между инь и ян должны быть сохранены тесная связь и полное уравновешивание. При нарушении равновесия между инь и ян, что возможно в результате преобладания одного над другим, возникает аномальное явление или даже раскол инь и ян, который в конечном итоге ведет к уничтожению предметов и явлений природы.

В этих философских концепциях прошлого нетрудно рассмотреть некоторые элементы стихийной диалектики. Не надо, однако, поддаваться искушению, как это иногда делают некоторые исследователи, утверждающие, что для в древневосточной философской системе инь—ян преобладает диалектический материализм и, следовательно, отсюда вытекает научность ее практических рекомендаций по иглотерапии. Известно, что для Формирования диалектического материализма как мировоззрения рабочего класса необходим неизмеримо более высокий уровень социальных и экономических отношений, что предопределяет соответствующий уровень и научного познания во всех сферах человеческой деятельности.

Следовательно, совершенно очевидно, что Древний Восток не располагал ни в одной из сфер интеллектуальной деятельности подлинно научным методом.

Осмысление процессов развития всего окружающего с точки зрения эмпирического мышления тех времен привело к тому, что сам человек как явление мира был включен в состав этого мироздания. Поэтому в древней медицине в качестве практического результата возникла терапевтическая система инь—ян. Наблюдая за больным человеком и памятуя о том, что человек есть неразрывная частица вселенной, врачи приходили к заключению, что болезнь есть результат нарушения равновесия (закономерной связи явлений) инь—ян в организме вследствие воздействия внешних или внутренних факторов развития.

Таким образом, теория инь—ян занимает центральное место в древневосточной медицине. На основе выводов из этой теории врачи Древнего Востока изучали патологию, производили диагностику и лечение. Философское учение инь—ян было внедрено в практическую медицину, что привело к созданию (совместно с теорией у—син) особой терапевтической методологии, которая управляла клинической практикой.

Теория инь—ян в традиционной физиологии и анатомии. Считается, что функция и строение человеческого организма могут быть объяснены противоположностью и взаимосвязью инь—ян (табл. 1).

Теория инь—ян в патологии. В основе полного уравновешивания инь—ян лежат нормальные физиологические функции организма. Нарушение этого равновесия ведет к патологии, которая независимо от сущности своей и сложности представляет собой либо ослабление, либо преобладание инь или ян. Таким образом, получается, что в случае преобладания ян ослабевает инь, а в случае преобладания инь ослабевает ян. Исходя из этого все клинические симптомы разделены на две группы — инь и ян, в результате чего выделились группы янского и иньского синдромов.

Группа янского синдрома: высокая температура, гиперемия лица и языка, беспокойное состояние с эйфорией, громкий голос, жажда, моча темного цвета, запор, пульс поверхностный, частый и т. д.

Группа иньского синдрома: озноб, больной предпочитает тепло и укутывание, его лицо и язык бледны, состояние спокойное, голос глухой, жажды нет, моча малоконцентрированная, стул жидкий, пульс глубокий, редкий, контакт с больным затруднен и т. д.

Янский и иньский синдромы являлись основными критериями для анализа клинической картины. Но, кроме них, существовали следующие синдромы: «наружный» и «внутренний»; «похолодание» и «лихорадка»; «пустой» и «полный». Указанные синдромы в совокупности с янским и иньским составляют восемь основных синдромов в патологии, которые являются составной частью системы инь-ян. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

«Наружный» и «внутренний» синдромы. «Наружный» синдром связан с понятием наружного покрова, к которому относят кожную поверхность и органы чувств. При воздействии внешних вредных факторов на наружный покров проявляются симптомы, относящиеся к наружному синдрому, а именно: головная боль, озноб и повышение температуры, заложенность носа, общая ломящая боль и др.

Оцените статью
Добавить комментарий