Учение об энергии «чи»

d183d187d0b5d0bdd0b8d0b5-d0bed0b1-d18dd0bdd0b5d180d0b3d0b8d0b8-d187d0b8 Рефлексотерапия

Как уже отмечалось, традиционная восточная медицина придает небольшое значение анатомии и физиологии в европейском понимании, а сосредоточивает все свое внимание на функциях органов. При этом древние медики считали, что для нормального функционирования органов необходимо наличие специфической энергии. Они полагали, что в организме имеется энергия двух видов — внутренняя и особая, причем каждый вид энергии циркулирует по собственным путям (линиям, каналам, меридианам).

Внутренняя энергия, согласно древним канонам, образуется из взаимодействия двух компонентов: «космической» и «земной» пищи. Смысл этих понятий древневосточные ученые выводили, по-видимому, из теории у—син, которая утверждает, что к элементу «земля» относится селезенка, а к элементу «металл» — легкие. Селезенка, по воззрениям древних медиков, управляет процессами переработки пищи, которая является субстратом, добытым из земли. И эта пища после переработки внутри организма превращается в энергию земного происхождения. Легкие же поглащают воздух, т. е. субстанцию, также необходимую для жизни организма, но эта субстанция другой природы, она связана со средой, окружающей землю, т. е. с космосом. Слеловательно, это «космическая» пища. Если организм лишается одного из видов пищи, «космической» или «земной», то он, не получая энергии, погибает. Взаимодействие двух компонентов дает внутреннюю энергию.

Итак, можно сделать вывод, что древневосточные медики не рассматривали внутреннюю энергию организма как некую метафизическую сущность, а подразумевали под этим понятием «силу», которая возникает вследствие взаимодействия двух компонентов: энергии, получаемой из вдыхаемого воздуха, и энергии, получаемой путем переработки продуктов питания. Как можно видеть, эта схема не так уж далека от нашего современного понимания процесса обмена веществ между организмом и средой, а также его роли для жизнедеятельности всех биологических объектов.

Внутренняя энергия в состоянии устойчивого равновесия «циркулирует» по собственным путям (специфическим каналам) на поверхности и в глубине. Эти пути из-за отсутствия четкой анатомической основы называются линиями, каналами, меридианами и характеризуются определенной внешней и внутренней траекторией. Отсутствие анатомического обоснования свидетельствует о том, что эти меридианы созданы умозрительно. И действительно, даже в настоящее время представители европейской и восточной медицины не могут доказать существования меридианов. Но представители древневосточной медицины твердо верили в их существование и аргументировали это самим фактом тех реакций, которые получали при чжень-цзю-терапии.

По воззрениям древних медиков, в организме по специфическим путям циркулирует не только энергия, но и «кровь» (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Некоторые зарубежные авторы представляют кругооборот внутренней энергии с меридиана сердца; в данном случае они, по-видимому, за основу кругооборота берут циркуляцию крови. Однако древние медики отводили энергии ведущее место, а «крови» — второстепенное, считая, что в основе жизнедеятельности организма лежит циркуляция энергии по специфическим каналам (меридианам). Внутренняя энергия, циркулирующая в 12 основных меридианах, вступает, с одной стороны, в контакт с органами, а с Другой — посредством точек воздействия — с внешней средой. Эта энергия циркулирует по спаренным меридианам и охватывает органы в строго обусловленной последовательности (рис. 6).

Древневосточная медицина утверждала, что кругооборот энергии начинается с меридиана легких, ибо через органы дыхания человек находится в постоянном контакте с окружающим воздухом, который является важнейшим источником энергии. Графически это показано на рис. 6. Кругооборот внутренней энергии в организме был назван большим кругом циркуляции энергии. Считалось, что он обеспечивает гармоническое функционирование различных систем организма.

Внутренняя энергия последовательно проходит все 12 основных меридианов (два иньских, потом два янских и т. д.) за 24 ч, т. е. в течение суток. В то же время древняя медицина утверждает, что каждый из этих 12 меридианов имеет свой как максимальный, так и минимальный базовый потенциал. Первый достигается в момент прохождения энергии, а второй — через 12 ч, т. е. тогда, когда энергия проходит по диаметрально противоположному меридиану. Так, начиная циркулировать с меридиана легких, на котором ее максимальная интенсивность отмечается в 3—5 ч утра, энергия переходит на меридиан толстой кишки — 5—7 ч, желудка — 7—9 ч, селезенки — поджелудочной железы — 9—11 ч, сердца — 11—13 ч, тонкой кишки — 13—15 ч, мочевого пузыря — 15—17 ч, почки — 17—19 ч, перикарда — 19—21 ч, трех частей туловища — 21—23 ч, желчного пузыря — 23—1 ч, печени — 1—3 ч и, проделав полный цикл за 24 ч, вновь возвращается к меридиану легких в 3 ч утра. Как видим, минимальный базовый потенциал для меридиана легких приходится на 15—17 ч, что соответствует максимальной интенсивности энергии для меридиана мочевого пузыря, с которым меридиан легких находится в диаметрально противоположных взаимоотношениях (см. рис. 6).

Следует подчеркнуть, что каждый орган, каждая функция обнаруживает максимум циркуляции энергии в точно установленный срок. Выведение этой цикличности объясняется тем, что все органы, как заметили древние медики, ведут себя по-разному в течение суток.

Итак, древневосточная медицина утверждает, что внутренняя энергия в соответствии с большим кругом циркуляции совершает кругооборот по 12 основным меридианам, начиная с меридиана легких и кончая меридианом печени, в течение 24 ч. За период цикла она проходит поочередно иньские и янские меридианы.

Второй вид энергии возникает непосредственно из чжан почка (древние медики, как уже отмечалось, не отделяли надпочечники от почек) и является частью почечной (надпочечной) энергии. Эта энергия циркулирует по путям, которые в восточной медицине носят название «чудесных» меридианов. От чжан почка особая энергия переходит на гениталии, а затем делится и входит сразу в три «чудесных» меридиана: чжун-май, ду-май, жэнь-май. Таким образом, эти три «чудесных» меридиана получают особую энергию непосредственно, а остальные пять «чудесных» меридианов получают ее опосредованно от меридиана почек или меридиана мочевого пузыря. Так, меридианы ян-цзяо-май, ян-вэй-май, начинающихся от наружного хода меридиана мочевого пузыря, и меридиан дай-май, начинающийся от наружного хода желчного пузыря, получают особую энергию от меридиана мочевого пузыря за счет внутренних связей. Два других меридиана — инь-цзяо-май и инь-вэй-май, начинающиеся от наружного хода меридиана почек, получают энергию от меридиана почек.

В настоящее время изучение обмена веществ стоит в центре внимания биологии. Как известно, основной постулат жизни заключен в словах Ф. Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел…». Данный способ существования предполагает постоянный обмен веществ с окружающей средой, ибо этот обмен обеспечивает все стороны жизнедеятельности животных и растительных организмов (в том числе и человека), определяет их основные свойства. Сущность обмена веществ заключается в том, что воспринимаемые из внешней среды пищевые вещества, подвергаясь сложным процессам, обеспечивают, с одной стороны, энергию для выполнения различных функций организма (энергетическая сторона обмена), с другой — дают материал для построения его частей (пластический обмен).

Известно, что сложные органические соединения в процессе обмена веществ расщепляются на соединения более простого строения. При этом освобождается энергия, которая и является источником жизнедеятельности организма.

Оцените статью
Добавить комментарий